Вентиляция в гараже своими руками: схема, нюансы и способы устройства

Правильно сделанная вентиляция продлевает срок эксплуатации автомобиля. Гараж – это помещение, в котором авто находится много времени. Здесь проводятся профилактические и ремонтные работы.

Общая информация

Любое подземное помещение настоятельно рекомендуется оборудовать вентиляционной системой. Вентиляция в смотровой яме/подвале гаража необходима по многим причинам.

Самой очевидной является влажность и её негативные последствия. От появления конденсата страдают не только вещи, хранимые в подземном помещении, но и сам автомобиль тоже. Влажность поднимается в надземное пространство и начинает разъедать металлические части машины. Может пострадать и сама конструкция гаража.

Повышенная влажность провоцирует появление грибка и плесени. Они не самым лучшим образом влияют на стены, потолок и прочие конструкционные элементы.

Помимо этого, в подвале могут скапливаться газы и вредные вещества в газообразной форме. Если автовладелец регулярно проводит время в подземном помещении, то он рискует своим здоровьем.

Дышать таким составом будет вредно, человек может получить проблемы с кровообращением, головной болью, организм подвергается интоксикации. Иными словами, в смотровой яме, подвале или погребе должна быть установлена вентиляция.

Поскольку вентиляционная система в подземном помещении является лишь частью общей, гаражной схемы, то для определения норм притока воздуха следует взять стандартную СНИП-норму.

Согласно СНИП для одноместного гаража требуемый приток воздуха составляет 180 кубометров в час. То есть будет достаточно включить вентиляцию подземного помещения в вентиляцию гаража, в которой реализован данный объем притока-оттока.

Планировать вентиляцию лучше всего до окончания всех строительных и отделочных работ. Так вы сэкономите время и снизите трудозатраты. При желании и необходимости заняться монтажом вентиляционной системы можно и в уже готовом гаража. Но вы потратите гораздо больше времени и ресурсов.

Естественная

Всего выделяют два типа вентиляции – естественную и механическую. Разница заключается в физических принципах, которые создают поток воздуха. От этого также зависят характеристики и возможности систем.

Разберем сначала первый вариант, естественную вентиляционную систему. В её основе лежит разность температур.

В гараже и во внешней среде температуры воздуха имеют разные значения. Из курса физики известно, что в таком случае будет возникать движение воздуха. Задача естественной системы – сделать это движение направленным, подчинить его своим потребностям. Для этого в гараже делают два отверстия – приток и отток.

Первое отверстие создает приток воздуха, то есть воздушный поток будет заходить в гаражное помещение через него. Второе будет служить выходом для отработанного воздуха. Размеры отверстий следует определять из перепадов температур, объемов гаражного помещения, а также количества автомобилей.

Механическая

Механическая или же принудительная вентиляционная система во многом избавлена от недостатков естественной вентиляции. Этого удалось добиться благодаря тому, что механическая вентиляция работает на других физических принципах.

Она не зависит от перепадов температур. Её монтажом лучше озаботиться также на этапе планирования гаража, в готовом гараже монтировать механическую вентиляцию будет намного сложнее.

Чтобы устранить зависимость от погодных условий, в механической вентиляции используют разнообразные устройства и приспособления, например, вентиляторы, дефлекторы и фильтры.

В самом стандартном случае в трубы вставляют вентиляторы, подключают их, и они обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха. Стоимость таких устройств невелика, так как вентилятор – простое устройство, не требующее дорогостоящих компонентов.

Особенности гаражной вентиляции

Гараж изначально предусматривался для проведения ремонтных работ и складирования инструментов. Со временем его роль стала значимей, так как стены и ворота защищают от угона. Все перечисленные преимущества гаража нивелирует отсутствие вытяжки: автомобиль быстрее подвергается коррозии и требует больших затрат на уход.

После длительно путешествия в дождливую погоду или при поездке по снежным дорогам автомобиль неизбежно привозит часть влаги с собой в гараж. Боксы для хранения машины чаще всего невелики, они легко подвержены изменению атмосферы. При сохранении влаги в помещении появляются многочисленные очаги коррозии. Для правильного хранения ТС необходимо обеспечивать смену влажного воздуха 6-10 раз/час.

Особенности гаражной вентиляции

Согласно СНиПу 21-02-99, хранение транспортного средства в зимнее время должно выполняться в отапливаемом боксе с температурой 6°С. Если удаётся поддерживать температуру без отопления, это также допускается нормативами. При повышении уровня тепла до 15°С водитель чувствует себя более комфортно, но ускоряется процесс таяния, на автомобиль это оказывает разрушительное влияние.

Читайте также:  Монтаж кондиционера: порядок выполнения работ

Вентиляция гаража в отношении обмена воздуха регулируется нормативом ОНТП 01-91. В документе указывается минимальный объём воздухообмена – 150 м3/ч на 1 место для авто.

На первый взгляд, достаточно установить диаметр труб для воздуховода и вентилятор, а другой, такой же элемент, на вытяжку и процедура завершена. Стоит учитывать, что в России суровый климат, система притока и вытяжки должна проектироваться более тщательно.

СНиП и вентиляция

Для нежилых помещений нормы вентиляции также строго регламентируют циркуляцию воздуха.

Строительные нормы и правила предусматривают обеспечение воздухом гаражного помещения в количестве 180 литров в час.

Циркуляция воздушных масс должна быть организована постоянно. Отметим, что в западных странах эта цифра превышает и должна быть выше в два раза.

Если говорить о материалах, из которых построено помещение, вентиляция в металлическом гараже ничем не будет отличаться от вентиляции в кирпичном или бетонном гараже.

Устройство

Естественная вентиляция предусматривает установку двух воздуховодов, которые обеспечивают приток свежего и отвод застоявшегося воздуха

Проще всего организовать естественную вентиляцию. Она предусматривает установку двух воздуховодов – приточного и вытяжного. Первый обеспечивает приток свежего воздуха в помещение, а второй – вывод уже застоявшегося.

Для того чтобы вентиляция заработала, они устанавливаются в разных углах погреба на разной высоте. Объясняется это тем, что тёплый и холодный воздух имеют неодинаковый удельный вес и, следовательно, размещаются в нижней и верхней части помещения.

В качестве воздуховодов используются асбестовые, пластиковые или оцинкованные трубы. Их диаметр зависит от площади погреба и высчитывается из соотношения: на 1 кв. м погреба минимум 1,5 см диаметра воздуховода.

Выбирая подобный тип вентиляционной системы для себя, не стоит забывать, что она эффективна лишь при наличии разницы температур на улице и внутри помещения. А это не более 6 месяцев в году. В этом и заключается её недостаток.

Избавиться от него поможет модернизация схемы. В данном случае речь идёт о помещении вентилятора в вытяжной воздуховод, который, работая, обеспечит необходимую циркуляцию, соответственно, превратив её в принудительную.

Комбинированная вентиляция

Естественная вентиляция с применением вентилятора, называется комбинированной системой.

Это совмещение механических и естественных методов воздухообмена в гараже. Удаление воздуха происходит при помощи вентилятора, он устанавливается на противоположную сторону гаража от ворот, где установлена вытяжная труба.

Для этого лучше устанавливать центробежные вентиляторы, их монтируют на кронштейнах или потолке. Хорошо работающей считается та вентиляция, которая обеспечивает трехкратный обмен воздуха в помещении.

Как организовать временную вентиляцию в гараже

Иногда хозяину вполне хватает естественной вентиляции погреба и гаража. Усиленный воздухообмен требуется в период проведения ремонтных, декоративных работ. Временная вентиляция поможет обойтись без значительных вложений.

Рассмотрим поэтапно, как сделать вентиляцию в погребе гаража или смотровой яме:

  • на отверстия вытяжки на воротах поставить пластиковые угловые отводы;
  • к этим отводам подключится вытяжная сетка;
  • провести к отводам провода электропитания – они нужны для подключения вентилятора;
  • установить канальный вентилятор, подключить;
  • подготовить гофру для воздуховодов;
  • подключить воздуховод к вентилятору;
  • закрепить подвижную гофру кронштейнами;
  • сделать каркас вытяжной воронки (если надо) и обернуть воронку фольгой;
  • стыковать всю систему, опустить конец гофры в погреб, включить вентилятор.

Система работает – в помещении полноценная циркуляция воздуха. Когда система не нужна, гибкую гофру удобно закреплять под потолком и применять в случае необходимости. Чем длиннее гофра, тем дальше она дотянется. Благодаря чему вытянет газы из любой точки гаража, даже при закрытых воротах.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.

Приведем лишь некоторые из них:

  • Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
  • Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
  • Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
  • Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.

Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.

Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.

Установка естественного воздухообмена

Такая вентиляция ввиду простоты установки и дешевизны подходит многим. Ее принято использовать также для погребов.

Установка вентиляции в гараже обязательно начинается с расчета.

Согласно СНиП, на каждые 10 квадратных метров площади должно приходиться 15 сантиметров диаметра воздуховода.

Например, размер гаражного помещения равен 5 на 4 метра. Площадь гаража будет равна двадцати квадратным метрам. Рассчитываем согласно формуле: 20*1,5=30 сантиметров.

В результате получаем диаметр каналов в 30 сантиметров. Если планируется установить две вытяжки и два приточных канала, следует уменьшить эту величину вдвое.

На рисунке показана вентиляция в гараже своими руками, схема показывает расположение вентиляционных проемов.

Схема вентиляции гаража

Следующий этап – подготовка проема для поступления воздуха. Делают его при помощи перфоратора на высоте около десяти сантиметров от пола. Правильная вентиляция гаража будет происходить при установке вытяжки в противоположной приточной стене, причем желательно, чтобы отверстие было сделано по диагонали.

При помощи перфоратора проделываем то же самое, только под потолком. Это необходимо, потому что труба вентиляции будет выведена над крышей помещения на высоту примерно пятьдесят сантиметров.

Высота трубы над крышей

Далее – обработка пустот между стеной и трубой герметиком. Для более качественного скрепления нужно выбирать герметик, позволяющий соединять разные материалы. В самом конце установки необходимо позаботиться об оборудовании защитных приспособлений. Для предотвращения попадания грызунов и насекомых в свой гараж устанавливаются защитные решетки. От осадков поможет небольшая крышка или купол.

Таким образом, монтаж вентиляции обойдется примерно в 300 рублей. Стоит учесть, что естественный воздухообмен наиболее эффективен при температуре снаружи менее 10-12 градусов Цельсия.

Соответственно, в летнее время обмен воздуха будет малоэффективен. К тому же часто зимой происходит замерзание труб, что приводит к переохлаждению помещения.

Схемы вентиляции для гаража

В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.

Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.

Схем организации вентиляции гаража существует две:

  1. С естественным воздухообменом.
  2. С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.

Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.

Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции

Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция. Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.

Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.

Читайте также:  Вентиляция в полу в частном деревянном доме

В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.

Воздухообмен при принудительной вентиляции

Канализационные трубы: основные характеристики

Современные производители предлагают три основных варианта канализационных труб:

  • Из поливинилхлорида (ПВХ).
  • Из полипропилена.
  • Из полиэтилена (гофрированные).

Каждый из них имеет собственные специфику и характеристики, однако все они обладают определенным перечнем преимуществ:

  • Ценовой доступностью. Канализационные трубы чаще всего имеют наиболее доступную для широких масс стоимость, что позволяет им пользоваться значительным спросом у населения.
  • Простотой монтажа. Для установки канализационных труб не нужно иметь никаких специальных знаний, оборудования или инструментов – они укладываются раструбным способом. Поэтому монтаж можно провести и собственными силами без несения дополнительных затрат.
  • Легкостью демонтажа и ремонта. В продаже всегда имеется значительное количество разного роду монтажных элементов, позволяющих без значительных усилий проводить ремонтные работы или замену необходимо участка системы.
  • Высоким уровнем устойчивости к влиянию агрессивной внешней среды.
  • Гладкой поверхностью внутренних стенок.

В связи с таким огромным перечнем преимуществ логично может возникнуть вопрос: а зачем тогда вообще производят вентиляционные и другие виды труб, если их можно с выгодой заменить трубами для канализации? Оказывается, не все так просто и преимущества описанных труб важны именно при монтаже канализационных систем. Чем же так особенны вентиляционные трубы?

Очищение воздуха в погребе

Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.

Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.

При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.

Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.

Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения