Подшивка карниза крыши — технология подшивки карнизных свесов

Обустройство частного дома во многом зависит от маленьких и не совсем маленьких деталей отделки.

Как подшить карниз крыши вагонкой или доской

Подшивку карниза крыши, как правило, выполняют снизу при помощи стремянки или лесов. При значительной высоте здания используют строительную люльку. Важный момент – это утепление стен. Оно должно быть выполнено до начала установки подшивочных элементов, в противном случае либо часть стены останется без утепления и начнет мокнуть, либо придется демонтировать конструкцию для установки термоизоляции.

Также следует помнить еще до монтажа кровельного материала о подготовке стропил под устройство обшивки. Их концы обрезаются таким образом, чтобы образовать линию, параллельную стене дома и перпендикулярную земле. Понятно, что все стропила должны быть отпилены на одном и том же расстоянии от стены. Здесь впоследствии будет закреплена  ветровая планка, и в противном случае она будет неровной.

Далее следует процесс крепления материала к нижней поверхности подшивки. Она выполняется в случае с вагонкой или доской двумя способами. В первом – подшивка крепится прямо к нижней поверхности стропил, параллельно настилу кровельного материала.

Во втором: устраивается каркас из доски, при этом один отрезок крепится вертикально непосредственно к стене, напротив стропила,  таким образом, чтобы его нижний край находился вровень с обрезом стропил. Второй кусок доски прикручивается с одной стороны – к первому, с другой – к стропилу, параллельно земле. Таким образом, между стеной и стропилом  образуется несущая поверхность, к которой и прибивается вагонка или доска подшивки. Доски крепят с зазором 1-2 см для вентиляции, в вагонке придется через каждые 1,5 м врезать специальные решетки. На местах переломов кровли доски, идущие по каждой из примыкающих стен закрепляются на угловом стропиле под соответствующим углом. При этом стыки досок в рядах располагаются в шахматном порядке, то есть не следует стыковать на одной доске каркаса доски из соседних рядов.

При подшивке доской используется обрезная доска толщиной 11-20 мм, по ширине подгоняется в зависимости от размеров свеса. Перед тем как подшить карниз крыши, и доску, и вагонку следует пропитать антисептическим и водоотталкивающим составами, а после крепления на месте – провести повторную обработку открытой поверхности.

Кровля Ондувилла и материал для подшивки карниза

Выбирая материал для подшивки карниза необходимо учитывать декоративные качества и технические свойства кровли Ондувилла: материал должен сочетаться с битумной черепицей по цвету  ,фактуре и общему стилю; быть устойчивым к негативному воздействию окружающей среды, экономичным и долговечным.

В продаже имеются карнизные софиты из пластика, металла и древесины, все они имеют как плюсы, так и минусы:

— сайдинг из пластика недорогой, легкий и простой в монтаже. Не боится воздействия влаги и агрессивных веществ, производится в широкой гамме цветов, имеет большой набор комплектующих. Основные недостатки: низкая механическая прочность, высокий коэффициент температурного расширения, пожароопасность;

— сайдинг из металла относительно дорогой, тяжелый и сложный в установке. Выпускается в широкой гамме цветов, имеет большой набор комплектующих. Основные недостатки: легко деформируется и не подлежит восстановлению, при повреждении защитного покрытия корродирует;

— деревянный сайдинг — натуральный, легкий и относительно дорогой материал. Наиболее близок к кровле Ондувилла по декоративным и экологическим свойствам. Основные недостатки: требует периодического ухода (окраска, обработка антисептическими и огнезащитными средствами), пожароопасен.

Экономичную и эстетически привлекательную обшивку можно выполнить из обрезной доски. Софиты, изготовленные своими руками, не отличаются от промышленных ни по долговечности, ни функционально, а по декоративным качествам зачастую превосходят.

Устройство подшивки крыши

Подшивки карнизных свесов выполняются после завершения установки конструкции стропил, но перед оборудованием обрешетки покрытия кровли. Происходит равномерное отпиливание краев стропил по одной линии, которая расположена параллельно стены постройки. Подшить карнизный свес досками необходимо тоже параллельно стене, потому что, если ширина карниза будет разной с длиной стены, то внешность дома будет испорчена. Далее производится работа настилания листа или доски обрешетки по этой линии.

Перед подшивкой свесов крыши необходимо утеплить стены здания снаружи. Такая необходимость нужна для того, чтобы утепление произошло всей стены, а если вначале сделаете подшивание, то верхняя часть останется не утепленной. Если сделаете неправильно подшивку, то, например, свес, заколоченный наглухо деревянной доской, которая не будет пропускать воздух, приведет через несколько лет к образованию плесени и возникновению грибка. А они могут привести к обрушению крыши.

Материал для подшивки карнизных свесов

Виниловые софиты выполнены из ПВХ – недорогого практичного материала. Достаточно большой выбор по цветовой гамме, поэтому подшивку из такого материала можно вписать в любой дизайн. К достоинству так же можно отнести то, что они не подвергаются плесени и грибкам, не выцветают, выдерживают температуру воздуха от + 60°С до — 50°С, легкие по весу.

Для подшивки софитом свесов кровли используют популярный материал алюминий. Он легче, чем металлические, отсутствие коррозии – продолжительный срок эксплуатации. Алюминий не имеет температурного расширения, а так же не горюч. Ассортимент: сплошные, с перфорацией по центру, перфорированные.

Металлические панели изготовляют из оцинкованной стали, внутренняя часть которых покрыта грунтовочным слоем, а наружная часть покрыта полиэстром. Достоинство: долговечность и надежность. В местах, где срезан металл, требуется подкраска, для предупреждения коррозии.

Читайте также:  В каких случаях используется рулонная кровля и правила ее монтажа

Медные панели очень удобны для монтажа. Достоинства: устойчивы к коррозии, атмосферных и механических воздействий, безопасны к пожарам. Свойства медных панелей отражать солнечные лучи и окрашиваться в теплую коричнево – желтую гамму. Тогда в помещение всегда будет мягкое освещение. Потолки, свесы, коньки из медного материала выглядят эффектно и необычно.

Процесс подшивки свесов — технология

К монтажу нужно подойти со всей ответственностью, так как можно испортить внешний вид крыши, нарушить вентиляцию и вызвать к возникновению конденсата, сырости. Для монтажа необходимы специальные инструменты, дополнительные материалы, опыт работы.

Начало работы происходит с монтажа планок, которые прикрепляются во всю длину к фронтонному или карнизному свесу. К планке, находящийся возле стены, крепится профиль. Далее нарезаются софиты шириной такой же, как у карнизного и фронтонного свеса. После этого, один край панели крепят к планке, а другой вставляют в отверстие профиля.

Для завершенного вида карниза, край софита закрывают планкой. Все, монтаж окончен, получился красивый карниз. Все вроде и легко, но без опыта работы и необходимых для этого инструментов, может, не получится так, как хотелось бы. Решение в данной ситуации – довериться профессионалам.

Конструкция подшивки свесов кровли

Вы узнали, как происходит процесс монтажа карнизов, теперь нужно узнать конструкцию самого короба. Проект и расчет крыши делается индивидуально для каждой, точно так и способ подшивки карнизов разрабатывается в зависимости от каких либо условий. Но наиболее актуальными являются два метода:

Первый – процесс происходит прямо по стропилам, под углом наклона. Если кровля с маленьким уклоном, то такой вариант подходит. Вагонка прикрепляется параллельно стене на систему крыши. Для этого обязательно необходима ровная плоскость. Для выравнивания плоскости необходимо прикрутить шурупы к доскам сбоку на стропила. Доски должны быть по толщине не больше 4 см и по ширине 10 см. Прикручиваем первую и последнюю доски, натянув нитки, затем прикручиваем другие. С двух сторон крепятся доски к угловой системе, если два ската сошлись на углах крыши.

Второй метод: делается горизонтальная коробка от стены до края стропил. Основа для подшивки материала создается с помощью доски, край которой прикрепляется к низу балки, а второй край – к дополнительной доске. Доска ложится плашмя там, где стыкуются два конца крыши. Доски закрепляются шурупами. Стык должен пролечь, точно от угла стыковки двух скатов до угла стыковки стен. Выстраивается жесткая независимая конструкция.

Этапы выполнения работ

Изготовление каркаса под обрешетку карниза

Если вопрос выбора материала решён, можно переходить к работам. Выполнять их традиционно лучше всего в несколько этапов.

  • Сначала выполняется разметка поверхности. Необходимо отметить горизонтальную линию, по которой будет монтироваться рейка. Она послужит основанием для монтажа софитов. Её уровень должен примерно соответствовать предполагаемому уровню подшивки карниза.
  • Далее, необходимо изготовить каркас для закрепления софитов. Упомянутые выше деревянные рейки, которые, к слову говоря, лучше брать сечением 3×5 см, нужно при помощи шуруповёрта и саморезов достаточной длины прикрутить к стене вдоль карниза и к свесу крыши, а именно к стропильным ногам. Важно контролировать, чтобы эти два элемента конструкции находились в одной плоскости, для чего необходим строительный уровень.
  • После установки реек, которые можно считать направляющими и опорными можно начинать зашивать карниз материалом. В случае применения доски и вагонки, материал отпиливается до необходимых параметров и пришивается к рейкам с помощью саморезов. Если же используются софиты, то работы несколько отличаются. Сначала к рейкам прикручивается так называемый J-профиль. Это элемент крепежа, необходимый для установки софитов, поэтому его нужно установить по всей длине реек и соответственно карниза. Стоит отметить, что софиты имеют собственную жёсткость, а это позволяет монтировать их при ширине карниза до 80 см. Если расстояние между профилями больше, то необходим монтаж дополнительных опорных элементов. Когда всё будет готово, можно устанавливать сами софиты. Их отрезают до нужных размеров, например, ножницами по металлу, и вставляют в крепёжные профили. Между собой софиты соединяются при помощи предусмотренных в их конструкции замков.

Помните о том, что соблюдение правил техники безопасности – обязательное условие.

Различия конструкции

Софиты являются отличным материалом, дл отделки карнизов веранды, беседки или жилого дома. Их особенность заключается в наличии небольших отверстий, ответственных за вентиляцию. При классификации ориентируются на площадь поверхности, на которой расположены отверстия.

Перфорированные

Ими можно подшить свесы крыши козырьков, карнизов или коньков, защищенных от попадания воды. Их использование дает возможность обеспечить эффективную вентиляцию, что предотвращает развитие плесени и коррозии в помещении под кровлей.

Частично перфорированные

От предыдущего вида софитов, этот отличается меньшим количеством вентиляционных отверстий, расположенных в центральной части листа. Посредством их использования выполняется отделка всех элементов кровли.

Они не ограничивают поступление воздуха, а также обеспечивают частичную защиту от попадания воды. По мнению специалистов, частично перфорированные софиты являются универсальным материалом для подшивки кровли.

Не перфорированные (сплошные)

Металлический софит этого вида используется для отделки деревянных конструкций. Они обеспечивают лучшую защиту от попадания воды и влаги.

Преимущественно применяются для отделки фронтона кровли, поверхностей, расположенных вертикально или оборудования отлива.

Боковой карнизный свес

Все крыши с наклоном имеют боковой свес и их образование происходит за счёт выступления стропил за обозначенные пределы стен дома. Выступ должен быть в пределах пятидесяти-семидесяти сантиметров. Точно рассчитывается расстояние выступления в каждом строящемся доме за счёт соотношений его высоты и ширины отмостки.

Некоторые дома выполнены с минимальным размером свеса, который меньше стандартных пятидесяти сантиметров. Это несёт существенные неудобства хозяевам, которые должны обеспечить хорошую ветрозащиту стене, так как косые струи дождя, будут способствовать её намоканию. Поэтому, чтобы не переделывать уже построенное и не допускать промахи, необходимо заранее проводить все подсчёты и чертёжные работы, основываясь на помощи и советах специалистов.

Понятие софита для подшивки крыши

В строительном деле софитами принято назвать панели как монолитные, так и сборные, которые используются при обшивке всевозможных элементов горизонтальных поверхностей, обращенных вниз.

По своей сути софиты для наружной отделки зданий это та же вагонка или сайдинг, но с определенными особенностями – перфорацией, предназначенной для:

  • пропускания воздуха во внутренние конструкции крыши;
  • защиты пространства под кровлей от проникновения насекомых или птиц.

Софиты крепятся свесу крыши на специально устроенную обрешетку, они имеют скрытое замковое соединение для быстрого и эффективного монтажа. Длина софитов может быть различной – от 3 до 3,6 метра (американский стандарт). Ширина колеблется от 22 до 30,5 см. Такой разброс в размерах панелей зависит от технических условий конкретного производителя.

Устройство вентиляции

Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.

Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.

На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту

Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.

Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.

Поверх вертикальных реек крепят обрешетку

Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.

Зазор закрывают специальной лентой

Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.

Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба

На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.

Видео — Карнизный свес кровли

Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.

Подшивка крыши сайдингом — инструкция

  1. Сайдинг из винила – для его изготовления нужен поливинилхлорид. Преимущества материала: небольшой вес, низкая стоимость, простота в монтаже, пожаробезопасность, защита от коррозии и долговечность. Такой вид сайдинга идеально подходит для украшения фасада, однако, для подшивки свесов крыши – не подходит.

    Это связано с тем, что вам вручную придется вырезать отверстия для вентиляции, что может испортить внешний вид.

  2. Оцинкованный сайдинг из металла – подходит для облицовки навесных фасадов и стен. Причем материал используется для подшивки и старых, и новых сооружений.

    Сайдинг может похвастаться великолепными техническими характеристиками, широким выбором цвета, невысокой стоимостью и долговечностью. Однако материал обладает и недостатком. На карнизе собирается много влаги – это может привести к процессам ржавления сайдинга. Естественно, что красота здания при этом пострадает.

  3. Виниловый сайдинг софит – пожалуй, лучший выбор для подшивки кровельного свеса. Материал уже не обладает теми недостатками, от которых страдают его «коллеги». Выделяют три вида софитов: перфорированные, с центральной перфорацией и сплошной.

    Благодаря перфорированным – обеспечивается приток воздуха, необходимого для вентиляции под кровлей (подробнее: «Подшивка софитом — процесс работы»). Сплошные материалы очень часто используются для подшивки карнизов. Виниловые софиты обладают высокой устойчивостью к повреждениям биологического и механического характера.

    Металлический сайдинг софит долговечный, а монтаж можно осуществить даже без наличия специальных знаний и инструментов.

  4. Алюминиевый софит – это цельный лист алюминия с декоративно-защитным покрытием. Этот материал может похвастаться ассортиментом цветовых вариантов, хорошими техническими характеристиками и долговечностью.

    В дальнейшем вы не заметите деформации софитов и будете приятно удивлены стойкостью цвета материала (прочитайте: «Установка софитов — нормы монтажа»).

  5. Деревянная вагонка еще не так давно была распространенным материалам. Со временем, новые экономичные материалы ее потеснили. Связано это с тем, что дерево приходит в негодность при попадании на него влаги. Поэтому стало невыгодно часто менять материал, покупая каждый сезон новый. 

Если карнизный сайдинг может подбираться в зависимости от ваших предпочтений, то каркас свеса требует учета особых правил. Их мы и рассмотрим ниже. 

Как известно, конструкция каркаса связана с типом крыши.

При этом существует два варианта:

  1. Подшивка по стропилам на односкатной крыше. Перед монтажными работами необходимо учесть угол наклона – он должен ровно совпадать со скатным углом. При этом очень важно следить за тем, чтобы нижние стропила имели ровную поверхность. Как правило, для этого необходимо прикрутить к стропилам 4-х сантиметровую доску.

     Первым делом следует выставить крайние доски по размеру, далее, натянуть веревку и по ней прикрутить все остальное. Существует небольшой нюанс при работе со скатными крышами. Вы должны крепить две доски с обеих сторон на стыках двух скатов.

  2. Горизонтальная коробка – для нее понадобятся две доски.

    Одну из них вы должны закрепить в нижней части стропил, а другую часть – к стене. Перед этим очень важно опустить стартовую планку. Там, где скаты соединяются между собой – поставьте доску на широкую сторону. Это и будет стыком досок. При этом важно помнить, что он должен проходить точно по прямой, от угла крыши до угла дома.

    Такая конструкция не зависит от стен здания. Рекомендуется применять следующие крепежные материалы – уголки из металла и пластины. 

Что понадобится

Чтобы сделать карниз, потребуется материал. Для изготовления используют:

  • Металл. Выдерживает повышенные нагрузки. Используют для многослойных тяжелых портьер. Чтобы сделать карниз из металла в домашних условиях, берут металлический профиль, прикрепляют к нему крючки, фиксируют конструкцию на потолке.

    Кованые карнизы для штор

  • Пластиковые трубы. Материал для легких штор – тюля, коротких занавесок из полупрозрачной ткани. Устойчив к воздействию влаги, повышенным температурам, агрессивной биологической среде – плесени, грибку. Используют в ванной, кухне и т.д.

    Карниз из полипропиленовой трубы

  • Дерево. Экологичный материал, который позволяет создавать разные виды конструкций, в том числе декоративные планки. Используют в гостиных, спальнях. Из-за отсутствия устойчивость влаги нельзя применять в кухнях, ваннах. Выдерживает большой вес тяжелых портьер. Недостаток деревянного элемента – высокая цена.

    Карниз из дерева

  • Фанера. Применяют для изготовления планки для карниза в качестве альтернативы дерево. Преимущества – легко обрабатывается, низкая цена.

    Карниз из фанеры

  • Бамбук. Легкий экологичный материал, выдерживающий разные нагрузки. Из него делают трубчатые карнизы для штор на кольцах, люверсах, завязках и т.д.

    Карниз из бамбука

  • Веревка. Из этого материала делают оригинальные конструкции для занавесок. Выбирают толстые изделия, поскольку тонкие «потеряются» на стене. Требование к веревке – отсутствие пропитки, поскольку она источает запах, который быстро распространится по квартире, дому.

    Карниз из веревки

  • Подручные материалы. Карниз делают из простой палки, если ее правильно подготовить, обработать. Конструкцию выполняют и из спортивного инвентаря – старых весел, хоккейных клюшек и т.д. Можно использовать любые креативные идеи, если они не противоречат общему стилю комнаты.

    Карниз для штор из палки

Потребуется такие комплектующие, инструменты:

  • болгарка;
  • дрель;
  • молоток;
  • крепежи;
  • петли;
  • зажимы;
  • рулетка;
  • лакокрасочные средства;
  • заглушки для карниза.

Набор может меняться, в зависимости от конструкции.

Классификация материала

Каждый мастер, работая с кровлей, имеет свое понятие о том, как это делать правильно. Какой вид работ выполнять на объекте. Что лучше всего использовать в той или иной ситуации.

Современный строительный рынок предлагает следующий набор материала для обшивки крыш:

  • Оформление софитами;
  • Использование ОСП;
  • Обивка фанерой;
  • Использование листовой стали;
  • Подшивка крыши профнастилом;
  • Оформление ПВХ-панелями;
  • Использование деревянной вагонки;
  • Обшивка струганной, обрезной доской хвойных пород.

В процессе подбора материала учитываем стиль оформления дома. Темное дерево, которым утеплялись внешние стены, не будет гармонировать с белоснежной вагонкой, используемой в отделке свесов! Важна разумная контрастность.

Все материалы продаются по метражу – в расчет принимается 1 кв.м. В процессе принятия решения об отделке кровли отталкиваемся от финансовых возможностей.

Самый дешевый простой вариант – обшивка свесов доской, обработанной специальным антисептическим составом. Чуть дороже – оформление деревянной вагонкой. Не менее популярна подшивка крыши водостойким сайдингом.

Дорогой, элитный вариант – отделка свесов софитами. Отделка фанерой, профнастилом – чуть дешевле.

Работа с софитами — наиболее легкий способ подшить крышу своими руками без привлечения специалистов. Этот материал специально предназначен для оформления свесов, сконструирован под этот вид работ.

Софиты изготавливаются из меди, стали, алюминия, пластика (винила). Имеют различную расцветку. Бывают:

  • Тройными;
  • Двойными;
  • Одинарными;
  • Сплошными ;
  • Перфорированными.

Софиты удобны тем, что их можно подобрать на любой вкус, оформить ими любой дом. Работа с ними не вызывает сложностей. Планки просто нарезаются, закрепляются, собираются как конструктор. В результате крыша смотрится красиво, элегантно, стильно.

Монтируем внутренние угловые профили

Порядок монтажа этих элементов не имеет существенных отличий от технологии обустройства внешних углов – между профилем и софитом оставляем отступ в 3 мм, нижний же конец профиля опускаем ниже J-планки на 0,6 см.

Если снизу присутствует выступающий цоколь либо иной элемент, выбивающийся из общего уровня, то между ним и профилем тоже оставляем 6-миллиметровый отступ – нельзя, чтобы профиль внутреннего угла упирался в него.

Существует 3 метода обустройства внутренних углов, смотрите рисунок.

3 варианта реализации внутренних углов для обшивки сайдингом

Если высота стены больше 300 см, выполняем сращивание профилей. Технология такая же, как и при обустройстве внешних углов.

Пример сращивания профилей внутреннего угла

Между планками оставляем 9-миллиметровый отступ, аккуратно обрезая лишний материал. Нахлест верхнего элемента на нижний – 2,5 см. Крепежные элементы устанавливаем с 4-сантиметровым шагом, размещая их строго в центре предназначенных для этого отверстий. Исключение – самая верхняя точка. Здесь крепеж нужно установить в верхней части отверстия.